Налоговый процесс и его совершенствование. Налоговой процесс. Именно путем взимания налогов, сборов образуются финансовые ресурсы государственного аппарата, аккумулируемые непосредственно в его консолидированном бюджете, а также во внебюджетных фондах РФ

Дипломная работа

Налоговое планирования и пути его совершенствования

Алиев Шамиль Д

  • Введение
  • 1.2 Понятие налового планирования
    • 1.3 Элементы налогового планирования
  • 1.4 Этапы налового планирования
    • 1.5 Пределы налогового планирования
      • 1.6 Основы управления налогами на предприятиях и в организациях
  • 1.7 Общая схема налогового планирования
    • II Прикладные вопросы налогового менеджмента
    • 2.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета
  • 2.2 Разработка схем минимизации налогов
    • 2.3 Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов
      • 2.4 Оптимизации системы налогообложения в рамках действующего законодательства
  • 2.5Проблемы разграничения налогового планирования и уклонения от уплаты налогов (на примере ООО«Строитель» и ООО«СтороительПлюс»)
    • 2.6 Юрисдикции, позволяющая минимизировать налоговые платежи
    • 2.6.1 Понятие оффшорной деятельности
  • 2.6.2 Понятие оффшорного бизнеса
    • Заключение
      • Глоссарий
  • Список используемых источников
    • Приложение

ВведениеИз содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов. Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования. В подтверждение этой идеи можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда: «…Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все – и бедные, и богатые, – и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить более предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием». См.: Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Дашков и К, 2003. С. 78.
Ведь если просто бездумно платить все налоги, не принимая для их сокращения никаких усилий можно существенно сократить свою прибыль или что еще хуже, рано или поздно, оказаться банкротом.Все вышеперечисленное подтверждает актуальность этой темы.Цель работы – исследовать теоретические и организационные основы налогового планирования в организации, которое является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения.Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:- определить понятие, сущность и элементы налогового планирования;- рассмотрение дискуссионных вопросов относительно этапов налогового планирования;- изучение организационных основ налогового планирования;- выявить проблемы в области налогового планирования и предложить пути совершенствования.Объектом исследования является налоговое планирование на предприятиях и в организациях.Предмет исследования – детальное рассмотрение структуры налогового планирования, ее элементов, этапов и принципов.Структура дипломной работы. Исследование состоит из введения, двух глав 15 под глав, заключения, глоссарий, списка используемых источников и приложения.ГлаваI Теоретические основы налогового планирования в организацияхНалоговое планирование является составляющим звеном менеджмента на предприятии и обусловлено стремлением и одновременно правом налогоплательщика уменьшить налоговые обязательства на основе действий, не противоречащих законодательным актам и не нарушающих права других лиц, а также самим налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы См.: Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М.: Экзамен, 2005. С. 117.
.Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе разъяснить отличительные признакипонятия налоговое планирование.Имеющиеся в экономической литературе понятия налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Определения второй группы авторов основано на налоговой оптимизации.Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения – это не одно и тоже. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов.Анализ имеющихся определений налогового планирования позволил выделить основные характеристики, присущие налоговому планированию, которые необходимо учесть в определении:- налоговое планирование представляет собой вид управленческой деятельности по оптимизации собственной налоговой нагрузки;- налоговое планирование осуществляется в рамках стратегического планирования;- налоговое планирование должно проводиться на основе системного подхода;- налоговое планирование носи легитимный характер.Следует отметить, что ни одному автору не удалось дать определение понятия налогового планирования, в котором бы нашли отражение все названные черты. Наиболее удачным является определение Е.С. Вылковой и М.В. Романовского: «Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования» См.: Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004. С. 93.
. В определении учтено большинство характеристик налогового планирования. Недостатком определения является то, что в нем налоговое планирование представлено как процесс, однако налоговое планирование является не только процессом, но и деятельностью организации.Из имеющихся в экономической литературе определений налогового планирования наиболее корректным нам кажется определение налогового планирования, предложенное кандидатом экономических наук О.Г. Стороженко.Налоговое планирование – законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход См.: Стороженко О.Г. Проблемы налогового планирования на корпоративном уровне // Бюллетень финансовой информации. – 2004. – № 9-10. С. 25.
.Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств. Сущность налогового планирования проявляется так же в выполнении им определенных функций. Функции налогового планирования представлены (см. Приложении 1).Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах. На наш взгляд, основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.Законность подразумевает соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.Платить налоги обязанность нежелательная, но неизбежная, платить их необходимо только в размере минимально установленных сумм. Это сущность принципа обязательности.Эффективность означает использование возможностей, предоставленных законодательством, и инструментов доступных для конкретной организации, обеспечивающих налоговую экономию больше, чем затраты, связанные с их применением.Перспективность так же является важным принципом налогового планирования, который означает предвидение последствий некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери.Взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации предполагает, что планировать налоги необходимо в постоянной связи с общим планированием бизнес-процессов организации, так как в результате изменения различных параметров деятельности изменяются и суммы налогов, подлежащих начислению и уплате.В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов налогового планирования. Этот вопрос рассмотрен следующими авторами: Дуканичем Л.В., Юткиной Т.В., Кашиным В.А., Пепеляевым С.Г., Перовым А.В., Ройбу А.В., Вылковой Е.С. и Романовским М.В. В приложении 2 приведена сводная таблица подходов к классификации налогового планирования различных авторов.На наш взгляд, наиболее полно классификацию налогового планирования рассматривают авторы Вылкова Е.С., Романовский М.В. См.: Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004. С. 121-123.
и Ройбу А.В. См.: Ройбу А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство.- М.: Эксмо, 2006. С. 49-51.
А.В. Ройбу выделяет следующие классификационные признаки налогового планирования.В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:- государственное – направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;- на уровне субъектов – предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.В зависимости от периодов налогового планирования различают:- кратковременное налоговое планирование – при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;- долговременное или стратегическое планирование – возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее.Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом необходимо отметить, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный характер. К числу последних можно отнести принятие организацией учетной политики и выбор варианта налогового учета.Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощьюразличных судебных прецедентов.Долгосрочное налоговое планирование – это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:- корпоративное;- индивидуальное – широкого применения в России еще не получило, но все чаще отдельные граждане обращаются к специалистам, оказывающим услуги в этой области.В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:1. Классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование предусматривает организацию правильного учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.2. Оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и все несовершенство действующего законодательства, в том числе его сложность и противоречивость. При этом налогоплательщик реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер в отличие от первых двух, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.3. Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование – это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности.Полная классификация, предложенная авторами Е.С. Вылковой и М.В.Романовским, представлена в виде таблицы в приложении 3.Таким образом, необходимо отметить, что существуют разные понятия налогового планирования, каждое из которых по-своему отражает его сущность. Анализируя существующие определения можно сказать, что под налоговым планированием понимается оптимизация налогообложения с использованием предоставляемых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.Необходимо отметить, что различные авторы при классифицировании налогового планирования, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют, подразумевая под ними один смысл. Более того, анализ экономической литературы показал, что виды, формы и методы в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятием придается другое содержание.1.1 Базовые понятияНеобходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.Налоговое планирование – это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств (Реализация политики «приемлемых» налогов) 7 См.: Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы планирования и прогнозирования. Ч.1. – СПб.: СПбУЭФ, 2001. С. 84.
. Сущность его выражается в признание за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств См.: Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.: Омега – Л, 2007. С. 105..Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для физических лиц). Для указанных субъектов возможности законного обхода налогов могут определяться:- спецификой объекта обложения (например, могут не облагаться налогами доходы от государственных лотерей);- спецификой субъекта налога (например, малые предприятия имеют определенные льготы в виде налогового кредита);- особенностями метода обложения, способа исчисления и уплаты налога (так, кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции);- видом системы налогообложения (при шедулярной системе по разным ставкам могут облагаться доходы по облигациям, дивиденды и банковские депозиты);- использованием «налоговых убежищ», ибо существующие различия в налоговых режимах отдельных стран могут уменьшить налоговое бремя или обеспечить уход от налогообложения вообще.1.2 Понятие налогового планирования В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности. За период рыночных преобразований российской экономики (около 15 лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей. Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений.Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков и В. Г. Князев определяют его как «…использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:- состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;- основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;- комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;- состояние правопорядка в государстве;- уровень правовой культуры налоговых органов;- профессионализм налоговых консультантов.Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством См.: Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 2001. С. 43.
.1.3 Элементы налогового планированияВозможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:1.Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.2. Учетная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.1.4 Этапы налогового планированияВ экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов (или стадий) налогового планирования. Этапы налогового планирования рассмотрены в работах многих авторов: Козенковой Т.А., Евстигнеевым Е.Н., Ройбу А.В., Кожинова В.Я., Медведева А.Н., Пепеляева С.Г., Попоновой Н.А., Кокорева И., Русаковой Н.Г. и Кашина В.А. Различия в подходах к определению этапов различных авторов представлен о в виде таблиц.Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика См.: Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004. С. 108.
. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. Объединение их в группы дает представление об этапах налогового планирования.На первом этапе происходит появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога См.: Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004. С. 256.
. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов .Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно – деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов. Так же на наш взгляд, не совсем корректным является утверждение данного автора, что налоговый режим возникает при выборе организационно-правовой формы юридического лица.Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяетотдельные направления . Похожую точку зрения высказывает экономист Ройбу А.В.Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.Первое направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам и составление на этой основе планов налоговых платежей.Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.Оперативное налоговое планирование включает также оценку последствий направления инвестиций организации, размещения его прибыли и активов и определения наиболее рациональных путей уплаты налогов. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений.Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.Элементами данного этапа являются:- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);- разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);- корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов См.: Ройбу А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство.- М.: Эксмо, 2006. С. 51-56.
.Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планировании .Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Нам кажется правильным согласиться с российским экономистом Е.Н. Евстигнеевым в том, что этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Поэтому мы считаем, что не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели – оптимизации налоговых платежей в организации. 1.5 Пределы налогового планированияВ ряде стран сложились специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.К пределам налогового планирования принято относить следующие:Законодательные ограничения — это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.Меры административного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.Основное же ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщик имеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».1.6 Основы управления налогами на предприятиях и в организацияхХозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.Корпоративный налоговый менеджмент — составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей – оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем).Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности, 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:- уменьшение налоговых платежей – способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли;- снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;- последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;- уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли на льготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли в последующие периоды.Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже).

Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования “БИП – институт правоведения”

Кафедра финансового права

Дипломная работа

по дисциплине: “Финансовое право”

на тему “Налоговый процесс и его структура”

Студент-дипломник

юридического факультета

5-й курс, гр. 7 налогово-банковская

специализация

Руководитель

План

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность, система и источники налогового права. 5

Глава 2. Налоговый процесс и процессуальное право. 15

2.1. Юридический процесс и процессуальное право. 15

2.2. Налоговый процесс как институт налогового права. 22

Глава 3. Налоговый правотворческий процесс. 28

3.1. Понятие правотворческого (законодательного) процесса. 28

3.2. Установление и введение налогов 35

Глава 4. Юрисдикционные налогово-правовые процедуры. 40

4.1. Налоговый контроль как самостоятельное производство налогового процесса 40

4.2. Понятие и виды мер налогово-процессуального принуждения. 46

4.3. Право на обжалование в системе категорий налогового процесса. 53

Заключение. 60

Список использованной литературы. 62

Введение.

Продолжение активного проведения реформ в сфере налогообложе­ния обусловливает ускорение процесса становления и развития науки налогового права. В условиях кардинальных изменений стано­вится очевидной необходимость осмысления базовых теоретических положений и принципов налогового правового регулирования. Совер­шенствование практики правоприменения норм Налогового кодекса РБ вызывает потребность в проведении системного анализа и оценки содержащихся в нем правовых понятий и категорий.

Одним из наиболее развивающихся институтов налогового права является «налоговый процесс». Принятие налогового Кодекса придало развитию этого института принципиально новое правовым со­держание, которое требует определенных теоретических оценок.

Формирование и развитие налогового процесса происходит в условиях радикального изменения экономических отношений и становления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разра­ботки современных теоретических моделей правовых институтов налогового права.

Важное значение в правовом регулировании налогового процесса играет соблюдение определенного баланса интересов государства по формированию своей финансовой основы, с одной стороны, и интере­сов «обязанных» лиц (налогоплательщиков, банков и др.) – с другой.

Актуальность данной темы заключается в следующем: целью реализации налогового процесса в конечном счете выступает своевременное и полное поступление налоговых платежей в бюджетную систему Республики Беларусь в результате надлежащего исполнения организациями и физическими лицами своих налоговых обязанностей. Правильное и точное их соблюдение гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Цель настоящей дипломной работы – это, прежде всего, обос­нование понятийного аппарата института налогового процесса; ис­следование правового характера его основных элементов; определе­ние его принципов.

Следует отметить, что для представленной работы особое значение имели научные разработки М.В. Романовского, Д.В. Винницкого, Б. М. Лазарева, Ю. А. Тихомирова и ряда других авторов, посвятивших свои работы исследованию вопросов административного процесса и юридической процессуальной форм. В представленной дипломной работе про­анализированы труды ведущих ученых в области финансового и нало­гового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущ­ности налогового контроля, и, прежде всего работы Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И., Иванова В.Н. , Петрова Г.В., Карасевой М.В. и ряда других авторов.

Глава 1. Понятие, сущность, система и источники налогового права.

Налоговое право является наиболее бурно развивающейся составной частью системы права Республики Беларусь. Это объясняется спецификой социально-экономических реалий сегодняшней Белоруссии.

Как известно, система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

В литературе высказывались суждения о том, что налоговое право является не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов отрасли финансового права. Позже налоговое право стало определяться как подотрасль финансового права, совокупность норм права, регулирующих финансовые отношения в сфере сборов налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях -внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

При этом налоговое право именуется подотраслью финансового права, входящей в раздел финансового права “Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов”;

Раскрывается определение налогового права как отрасли законодательства, включающей в себя нормы различных отраслей права (финансового, административного, гражданского, уголовного и др.)

Следует отметить, что каждой структурной единице системы права присущи три сущностные характеристики, позволяющие выделить данную структурную единицу из системы права, а также отличить ее от иной правовой категории (к примеру, отрасли законодательства). Этими сущностными характеристиками являются сфера регулируемых общественных отношений, метод и особый режим правового регулирования, присущие данной структурной единице системы права. Они могут и совпадать (например, метод правового регулирования у различных институтов одной отрасли права), но совокупность всех трех характеристик строго индивидуальна для конкретной структурной единицы системы права. Это не исключает соотношение некоторых из них как общего и частного (например, соотношения между предметом отрасли и сферой общественных отношений, регулируемых нормами института права, относящегося к данной отрасли; соотношения между особым юридическим режимом отрасли и специфичным режимом регулирования правового института данной отрасли).

Наиболее крупные подразделения системы права – отрасли права, имеют только им присущие предмет, метод и специфичный режим правового регулирования (особый юридический режим).

Институт права регулирует определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и имеет особый режим регулирования, которому свойственны общие положения, принципы, специфические юридические понятия.

Структурная единица системы права (переходная между отраслью и институтом) – подотрасль права, представляет собой цельное по составу и предмету регулирования образование, регламентирующее особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или иной отрасли, чем институт права.

Таким образом, предмет отрасли права; сфера общественных отношений, регулируемая нормами подотрасли права данной отрасли; сфера общественных отношений, регулируемая институтом права данной отрасли, соотносятся между собой как общее – особенное – частное.

Правовой метод отрасли права (совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение) одинаков для всех структурных единиц системы права (подотраслей и институтов), входящих в данную отрасль права. Между собой эти структурные единицы (подотрасли и институты) одной отрасли права различаются по двум остальным сущностным характеристикам: по сфере регулируемых общественных отношений и свойственному каждому из них особому режиму правового регулирования, который состоит из частичной индивидуальной совокупности черт, присущих особому юридическому режиму данной отрасли права.

Особняком в системе права стоят межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права и регулирующие взаимосвязанные родственные отношения (например, институты права собственности, авторского права). Для межотраслевых (комплексных) институтов права, как представляется, характерна сфера регулируемых родственных, взаимосвязанных общественных отношений, расположенных на стыке предметов смежных отраслей права. Кроме того, при формировании метода и правового режима регулирования межотраслевого (комплексного) института происходит “заимствование” элементов метода и особого юридического режима, присущих смежным отраслям права, нормы которых образуют данный межотраслевой институт.

Именно сравнительный анализ метода правового регулирования является индикатором, позволяющим отличить межотраслевой (комплексный) правовой институт от подотрасли или института отрасли права. У всех институтов и подотраслей права, входящих в данную отрасль, метод правового регулирования одинаков и совпадает с методом отрасли. У межотраслевого правового института его метод правового регулирования индивидуален для данного института и не имеет идентичных аналогов в отраслях права.

  • 1.1. Современная концепция налогового процесса
  • 1.2. Процессуальные налоговые правоотношения
  • 1.3. Процессуальные аспекты деятельности налоговых органов в системе правового регулирования налоговых отношений

Современная концепция налогового процесса

Налоги всегда играли для государства важную роль, так как их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном государства. В связи с этим в условиях недостаточных экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки из-за угрозы терроризма, существующих этно- национальных противоречий России необходимо существование целостного правового поля, укрепляющего налоговую систему страны. Налоговым проблемам, с точки зрения их правового содержания, в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Не в полной мере были осмыслены и проработаны первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия рыночных преобразований и как следствие – развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации было недостаточно подкреплено и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, судебной и правоохранительных систем, бюджетных взаимоотношений.

В настоящее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Об этом свидетельствуют частое изменение норм Налогового кодекса РФ, законодательства субъектов РФ, иных правовых нормативных актов о налогах и сборах, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и регламентированная работа субъектов налогового администрирования. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налоговоправовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

В центре внимания находится практически любая законодательная инициатива в налоговой сфере, большим спросом пользуются научные и научно-практические издания по проблематике налогового права. Кроме того, налоговое право и налоговый процесс как учебные дисциплины включены в учебные планы практически всех юридических и экономических факультетов.

Повышенный интерес, очевидно, обусловлен значительным интересом сегодняшних студентов к специальностям, профессиональная подготовка по которым строится на базе налогового права:

  • налоговое консультирование,
  • налоговый менеджмент,
  • юрист по налоговым спорам и т.д.

Специалисты, профессионально занятые вопросами налогообложения, в совершенстве должны владеть знаниями о налоговом процессе и налоговых процессуальных порядках.

В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, с подразделением его на стадии, налоговые производства, процедуры, этапы процессуального порядка и т.д.

Важный этап в развитии налогового процесса в Российской Федерации связан с принятием Налогового кодекса РФ, значительную долю содержания которого составляют нормы процессуального характера.

При принятии этого акта законодатель, опираясь на принципы, свойственные другим процессуальным отраслям и институтам – отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также институтам конституционного и административного процесса, известным системе российского права, сделал попытку реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс, принципы:

  • законности,
  • презумпции невиновности,
  • процессуального равенства сторон,
  • доступности,
  • гласности,
  • экономичности,
  • состязательности,
  • охраны интересов государства и личности.

Анализ налогового законодательства и практики свидетельствует о том, что налоговый процесс уже существует как явление и обладает как всеми общими признаками, присущими юридическому процессу, так и специальными, которые отличают его от иных процессов.

Кроме того, своевременность научно-практических исследований по налоговому процессу объясняется тем, что в современной финансово-правовой доктрине проблема налогового процесса неоднократно затрагивалась учеными, представляющими различные научные школы.

Как положительное явление в науке финансового права в целом следует рассматривать появление ряда новых работ, посвященных вопросам налогового процесса, повышенное внимание к данной проблематике.

Однако полярность мнений ученых по определению содержания понятия налогового процесса, его места в системе финансового и налогового права затрудняет дальнейшее активное развитие в одном направлении налогового процессуального права, совершенствование соответствующих норм и систематизацию законодательства. Кроме того, не определив понимания сущности и понятия налогового процесса, нельзя перейти к разработке путей и средств повышения его эффективности, исследованию воздействия налогового процесса на развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К их числу можно отнести предмет и метод налогового процесса, субъектов налогово-процессуальных правоотношений, порядок распределения прав и обязанностей между ними. Исследование данных вопросов представляется актуальным и немаловажным, учитывая, во-первых, необходимость существования и применения процессуальных форм, с помощью которых реализуется материальное право, во-вторых, значение законодательного регулирования порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, напрямую связанной с обеспечением экономической стабильности и устойчивости государства.

Учитывая специфику налогового процессуального отношения, можно сформулировать общее понятие налогового процесса следующим образом.

Налоговый процесс – это самостоятельный вид юридического процесса, а налоговое процессуальные право – часть налогового права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с разрешением индивидуальных дел в сфере налогообложения уполномоченными органами с целью защиты прав налогоплательщиков и публичных образований) в процессе:

  • проведения мероприятий налогового контроля;
  • осуществления обеспечительных мер;
  • привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Как правило, обязательным признаком любого этапа налогового процесса выступает наличие определенной специфической задачи, невыполнение которой препятствует дальнейшей деятельности или уменьшает ее эффективность.

Их можно разделить на характерные для всего налогового процесса (общие) и на свойственные определенным отдельным этапам процессуального порядка (специальные).

Общие задачи играют роль взаимосвязывающего фактора в единой системе налогового процесса, где каждый отдельный этап процессуального порядка играет свою роль в достижении общего результата.

Специальные задачи отражают особенную функциональную направленность деятельности субъекта на каждом конкретном этапе.

В конечном итоге все этапы процессуального порядка обеспечивают достижение единой цели. Главная цель налогового процесса – это выполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из анализа законодательства в области налогов и сборов, налогового администрирования, а также положений правоприменительной теории процесса, налоговый процесс можно представить в виде последовательности основных этапов процессуального порядка.

Все этапы процессуального порядка взаимосвязаны, взаимообусловлены. Последующие этапы по своему содержанию дополняют предшествующие. Каждый следующий этап логически вытекает из предыдущего и представляет собой более высокий уровень развития правоотношений. Отдельно взятый этап завершается принятием определенного решения, в значительной степени влияющего на дальнейший ход деятельности. Такие решения, как правило, оформляются в виде правового акта и касаются совокупности однородных процессуальных действий, завершающих данный этап.

Каждый этап характеризуется через своеобразие образующих его элементов – процессуальных действий, процедур.

Этапы налогового контроля занимают одно из важнейших мест в налоговом процессе и обусловлены характером контрольной деятельности, имея при этом сложную, многоуровневую структуру.

Процессуальному порядку проведения налогового контроля посвящены нормы гл. 14 Налогового кодекса РФ. Помимо этого принято значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов, характеризующих процессуальный порядок осуществления налогового контроля.

Значительное их количество обязательно к выполнению только субъектами налогового администрирования. Иначе говоря, Федеральная налоговая служба корректирует процессуальный порядок действий в рамках Налогового кодекса РФ для своих сотрудников, добиваясь неукоснительного соблюдения всех процессуальных действий налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Главной особенностью налогового контроля является то, что он охватывает весь период деятельности субъектов налоговых правоотношений, т.е. этапы налогового контроля протекают параллельно со всеми этапами налогового процесса.

Например, согласно ст. 83 НК РФ налоговыми органами при исчислении налога используются данные о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте, а также об их имуществе (транспортное средство, земельный участок, недвижимость), полученные на стадии налогового контроля в ходе процедур учета. Иначе говоря, для исчисления налога имеет первостепенное значение информация, документы, полученные на этапе проведения мероприятий налогового контроля, связанных с регистрацией и учетом налогоплательщиков.

Обеспечительное производство как комплекс процессуальных действий также связано с осуществлением контрольной деятельности. В частности, налоговым органом контролируется исполнение основной обязанности по уплате налога, и при ненадлежащем ее исполнении полученные сведения передаются соответствующему должностному лицу для принятия необходимых мер. Помимо того, основанием для применения такой меры обеспечения, как пеня, служит просрочка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сведения об этом выявляются в ходе мероприятий налогового контроля в виде процессуальных действий по проведению сверки расчетов с бюджетом конкретного налогоплательщика.

Еще больше взаимодействуют, соприкасаются этапы мероприятий налогового контроля с процессуальным порядком привлечения к налоговой ответственности. Более того, сбор материалов, необходимых для привлечения к налоговой ответственности, производится именно в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а в акте выездной налоговой проверки, одном из ключевых правовых актов налогового контроля, указываются только документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

Огромное значение в налоговом процессе имеет последовательность осуществления этапов налогового контроля во временном промежутке. В указанном вопросе также не существует единого мнения ученых. В научной литературе одни специалисты предлагают деление контрольной деятельности исходя из содержания того или иного вида контрольной деятельности, другие большее внимание уделяют процессуальной составляющей контроля .

С учетом задач, осуществляемых в ходе каждого этапа процессуальных действий, состава участников, методов и форм контрольной деятельности, а также перечня документов, оформляющих результаты деятельности, иные процессуальные признаки, можно построить следующую классификацию этапов налогового контроля.

  • 1. Постановка на налоговый учет организаций физических лиц.
  • 2. Ведение налогового учета в налоговых органах (переучет).
  • 3. Подготовка и назначение мероприятий налогового контроля.
  • 4. Проведение мероприятий налогового контроля.
  • 5. Рассмотрение материалов налогового контроля и принятие решения.
  • 6. Досудебное рассмотрение налоговых споров.
  • 7. Судебное рассмотрение налоговых споров.
  • 8. Снятие с налогового учета.

Этапы процессуального порядка можно определить как объединенную систему методов, способов и форм осуществления контрольной деятельности уполномоченных государством органов в сфере налогообложения для решения единых задач и обеспечивающих функциональную последовательность совершения таких действий.

  • Гудимов В.И. Стадия налогового контроля в налоговом процессе. М.: Финансовое право, 2006. С. 34.

Налоговое планирование является основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с разными формами собственности, важность которого определена современным налоговым законодательством, предусматривающим разные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика .

Совершенствование налогового планирования на предприятии предполагает проведение таких мероприятий как: формирование налоговой стратегии, управление налоговыми рисками и организацию внутреннего налогового контроля.

Под налоговой стратегией принято понимать управление финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, которое направлено на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения в целях законного уменьшения налоговой нагрузки, а также выявления финансовых ресурсов для их последующей капитализации .

В качестве объектов налоговой стратегии должны выступать:

Объекты налогообложения;

Процесс формирования налоговой базы;

Процедура исполнения налоговых обязательств.

Отметим, что правильно сформированная стратегия, дает возможность определять самых сильных участников цепочки, заменять и стимулировать отстающих и тем самым выделять критерии, позволяющие определять эффективные звенья и формировать эффективную цепочку. .

Налоговая стратегия включает в себя все направления работы организации и служит коммуникативным средством между руководителями и сотрудниками предприятия, налоговой службой и внешними консультантами. Эта связь необходима, во-первых, для законного уменьшения налоговой нагрузки, а во-вторых, для выявления финансовых ресурсов и в последующем для их капитализации.

Помимо формирования налоговой стратегии необходимо правильно управлять налоговыми рисками. Снижение налоговых рисков и оптимизация налогов – одна из ключевых трудностей многих налогоплательщиков. Все без исключения организации, так или иначе, стремятся к сокращению размера налоговых платежей, и лишь один критерий их отличает друг от друга – это методы достижения данной миссии.

Сущность налоговой оптимизации заключается в сокращении суммы налогов к уплате с помощью обоснованных правомерных действий налогоплательщика, которые содержат в себе абсолютное применение всех данных законодательством льгот, налоговых освобождений и т.д.

Основной задачей налоговой оптимизации считается не только лишь экономия на налоговых платежах, но и снижение налоговых рисков. А для этого следует установить основные принципы, которых необходимо придерживаться при проведении мероприятий, нацеленных на выявление, оценивание и снижение налоговых рисков. К этим основным принципам относятся :

1) принцип адекватности затрат. То есть стоимость вводимой схемы снижения рисков не может быть больше суммы возможных потерь, которые являются следствием налоговых рисков.

2) принцип юридического соответствия. Модель оптимизации налоговых рисков должна являться легитимной в отношении российского и международного законодательства.

3) принцип конфиденциальности. Допуск к данным о фактическом предназначении и последствиях проводимых операций должен быть предельно ограничен.

4) принцип подконтрольности. Снижение налоговых рисков зависит от хорошо продуманного контроля.

5) принцип допустимого сочетания формы и содержания. Этот принцип заключается в том, что когда организация, которая не имеет на балансе основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывают и транспортные и любые другие услуги.

6) принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых рисков нужно осуществлять за счет своих налоговых платежей.

7) принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчислений может быть подвержена воздействию разных факторов неблагоприятного характера.

Налоговый процесс и его совершенствование. Налоговой процесс. Именно путем взимания налогов, сборов образуются финансовые ресурсы государственного аппарата, аккумулируемые непосредственно в его консолидированном бюджете, а также во внебюджетных фондах РФ принцип автономности. Действия по оптимизации рисков должны меньше зависеть от внешних участников.

Так как налоговая оптимизация считается лишь разновидностью налогового поведения бизнеса, то в этом случае риски при ее применении, подобны рискам налогоплательщиков, которые не используют ее.

Рисунок 1. Налоговые риски

Для того чтобы минимизировать налоговые риски, необходимо применять принципы, представленные на рисунке 2.

Налоговый процесс и его совершенствование. Налоговой процесс. Именно путем взимания налогов, сборов образуются финансовые ресурсы государственного аппарата, аккумулируемые непосредственно в его консолидированном бюджете, а также во внебюджетных фондах РФ

Рисунок 2. Принципы оптимизации

Следующим необходимым мероприятием для совершенствования налогового планирования являетсяорганизация внутреннего контроля.

Система внутреннего налогового контроля – совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, которые применяются в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности.

В программе внутреннего налогового контроля обычно учитываются следующие контрольные процедуры:

Комплекс применяемых контрольных процедур;

Очередность и результаты их применения;

Действия, согласно результатам полученных итогов.

Основными требованиями, которые применяются к реализуемым контрольным процедурам являются:

1) результативность контрольных операций в сфере выявления и корректировки допущенных ошибок;

2) оперативность подготовки форм внутренней и внешней налоговой отчетности;

3) целесообразность при осуществлении контрольных процедур.

В условиях современной экономической действительности налоговая составляющая в системе управления организацией приобретает все большее значение, поскольку налоги оказывают значительное влияние на финансовые показатели деятельности. Таким образом, тщательно проработанная система налогового планирования является важным фактором, определяющим сохранение конкурентоспособности организации.

Список литературы:

  1. Беспалов М. В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013. – №24. – С. 24-28
  2. Лященко Н.А. Азбука налогового планирования предпринимательской деятельности //Управление и экономика в XXI веке. – 2015. – №1. – С. 11-17
  3. Мазий В. В. Организация бюджетной системы на предприятии//Интернет-журнал Науковедение. – 2012. – №4(13). – С. 175
  4. Миргазизов В. В. Риски налоговой оптимизации//Бухгалтерия.ру. – 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.buhgalteria.ru/article/5613 (Дата обращения 18.02.2017).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2016
  6. Подмогильная О. И. Основные подходы к формированию корпоративных маркетинговых стратегий//Международный экономический форум. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01558.htm (Дата обращения 14.02.2017).
Рейтинг
( Пока оценок нет )