Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– строительно-ремонтные работы;

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Цели ведения налогового учета:

  • – формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • – обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы .

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета – совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа – последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому .

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст. ст. 313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

  • 1) обособленный учет – при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
  • 2) объединенный учет – этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
  • 3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

  • – порядок формирования суммы доходов и расходов ;
  • – порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • – сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • – порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • – сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • 1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
  • 2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета .
  • 3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129_ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы .

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • – наименование регистра;
  • – период (дату) составления;
  • – измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • – наименование хозяйственных операций;
  • – подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается – отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

  • – минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
  • – возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
  • – возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл. 25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

  • 1. Период, за который определяется налоговая база .
  • 2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
  • 3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
  • 4. Прибыль (убыток) от реализации.
  • 5. Сумму внереализационных доходов.
  • 6. Сумму внереализационных расходов

Правовыеосновы налогового учета определяютсяНК РФ.

Цельналогового учета:

Это обеспечение правильности идостоверности учета расчетов междупредприятиями и государственнымиорганами, т.е. формированиеполной и достоверной информации опорядке учета для целей налогообложенияхозяйственных операций, осуществленныхналогоплательщиком в течение отчетного(налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних ивнешних пользователей для контроля заправильностью исчисления, полнотой исвоевременностью исчисления и уплатыв бюджет налога.

Каждаяорганизация в зависимости от набора испецифики проводимых операций имеетправо самостоятельно выбрать способрегистрации данных о проведенныхоперациях, который определяет порядоких учета при формировании налоговойбазы, исходя из законодательноустановленного принципа – последовательностиприменения норм и правил налоговогоучета от одного налогового периода кдругому. Порядок и организация веденияналогового учета устанавливаетсяналогоплательщиком в учетной политикедля целей налогообложения, в которойдолжны быть оговорены следующие моменты:

Выбранные организацией способыформирования налоговой базы (по каждомувиду налога указывается конкретныйспособ формирования налоговой базы);

Схема ведения налогового учета;

Формы регистров налогового учета ипорядок отражения в них аналитическихданных;

Порядок определения расходов, учитываемыхдля целей налогообложения;

Порядок определения даты реализациив целях начисления отдельных видовналогов;

Вариант определения выручки от продажитоваров, продукции, работ, услуг;

Способ ведения раздельного учета затратдля целей возмещения НДС;

Виды деятельности, по которымобеспечивается раздельный учет затрат(в части НДС);

Базы распределения общехозяйственныхи других косвенных налогов по видамдеятельности.

Организациясистемы налогового учета подразумеваетопределение совокупности показателей,прямо или косвенно влияющих на размерналоговой базы, критериев их систематизациив регистрах налогового учета, а такжепорядка ведения учета, формирования иотражения в регистрах информации обобъектах учета.

Аналитическиерегистры налогового учета – совокупностьпоказателей (сводные формы), применяемыхдля систематизации данных налоговогоучета за отчетный (налоговый) период,сгруппированных в соответствии стребованиями гл. 25 НК РФ, без распределения(отражения) по счетам бухгалтерскогоучета.

Созданиеединой системы налогового учета каканалогичного бухгалтерскому учетуотдельного обязательного порядка сбораи систематизации данных о проводимыхорганизацией операциях, влекущихналоговые последствия, законодательствомне предусмотрено.

Общиеподходы к формированию налоговой учетнойполитики по налогообложению прибылиприведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядокведения налогового учета устанавливаетсяв учетной политике для целей налогообложения.

Возможныдва варианта ведения налогового учёта.

1.Создание автономной системы налоговогоучёта, не связанной с бухгалтерскимучётом. При этом каждая хозяйственнаяоперация отражается в регистре налоговогоучёта.

2.Создание системы налогового учёта наоснове данных бухгалтерского учёта.Этот способ ведения учёта менее трудоемоки в силу этого более целесообразен дляприменения. Он согласуется с нормамист. 313 НК РФ.

Даннаястатья НК РФ устанавливает, что исчислениеналоговой базы по итогам каждогоотчётного (налогового) периода производитсяна основе данных налогового учёта, еслигл. 25 НК РФ предусмотрен порядокгруппировки и учёта объектов ихозяйственных операций для целейналогообложения, отличный от порядка,установленного правилами бухгалтерскогоучёта.

Такимобразом, когда правила бухгалтерскогои налогового учёта совпадают, исчислениеналоговой базы можно производить наоснове данных бухгалтерского учёта.При разработке системы налоговогоучёта, основанной на данных бухгалтерскогоучёта, необходимо:

1.Определить объекты учёта, по которымправила бухгалтерского и налоговогоучёта совпадают, и объекты учёта, покоторым правила учёта различны, выделивобъекты налогового учёта.

2.Разработать порядок использованияданных бухгалтерского учёта для целейналогообложения.

3.Разработать формы аналитическихрегистров налогового учёта для выделенныхобъектов налогового учёта.

4.Определить объекты раздельного налоговогоучёта (для налогоплательщиков, применяющихспециальные налоговые режимы).

Итак,налоговый учет в этом случае дополняетбухгалтерский, составляя с ним единоецелое. Существенным недостатком данноговарианта является большая сложность идостаточно высокая вероятностьвозникновения ошибок.

Данныеналогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов ирасходов;

Порядок определения доли расходов,учитываемых для целей налогообложенияв текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков),подлежащую отнесению на расходы вследующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемыхрезервов;

Сумму задолженности по расчетам сбюджетом по налогу.

Налогоплательщиканализирует хозяйственные операции исамостоятельно определяет, по какимобъектам учета он должен разработатьи утвердить формы регистров налоговогоучета, в которых должен быть обеспеченнабор всех данных, необходимых дляправильного определения показателейналоговой декларации.

Подтверждениемданных налогового учета являются:

1.Первичные учетные документы (включаясправку бухгалтера). Первичный учетныйдокумент бухгалтерского учета являетсяобщей информационной базой для составлениярегистров как бухгалтерского, так иналогового учета. В различных видахбухгалтерских и налоговых регистровинформация лишь группируется по различнымоснованиям в соответствии с задачамикаждого вида учета. Областью пересеченияявляется определение и распределениерасходов, исчисление себестоимостиготовой продукции, стоимости остатковнезавершенного производства и др.

2.Аналитические регистры налоговогоучета. Аналитические регистры налоговогоучета – сводные формы систематизацииданных налогового учета за отчетный(налоговый) период, сгруппированные всоответствии с требованиями НК РФ, безраспределения (отражения) по счетамналогового учета.

3.Расчет налоговой базы. Расчет налоговойбазы за отчетный (налоговый) периодсоставляется налогоплательщикомсамостоятельно с соблюдением нормсоответствующих статей НК РФ. Например,порядок составления расчета налоговойбазы по налогу на прибыль организацийизложен в ст.315. В статьях 316-333конкретизируются правила веденияналогового учета применительно котдельным видам доходов и расходов(например, порядок налогового учетадоходов от реализации, расходов поторговым операциям), отдельным видаморганизаций (страховых организаций,банков), различным видам договоров(доверительного управления имуществом).

Всвязи с тем, что единых утвержденныхформ регистров налогового учета несуществует, учреждение должно разрабатыватьих самостоятельно либо вносить вприменяемые регистры бухгалтерскогоучета дополнительные реквизиты, формируятем самым регистры налогового учета. Ив том и в другом случае регистрынеобходимо указывать в учетной политикедля целей налогообложения.

Учетнаяполитика – это совокупность способовведения налогового учета имущества,хозяйственных операций, доходов ирасходов с целью формирования достовернойинформации о прибыли организации вналоговой декларации. Учетная политикадолжна раскрывать подходы организациипри решении следующих вопросов:

Определение налоговой базы по налогуна прибыль;

Формирование налоговых обязательствперед бюджетом;

Оценка имущества;

Распределение убытков между налоговымипериодами.

Впроцессе формирования учетной политикидолжны быть установлены и обоснованыорганизационно-технические и методическиеаспекты налогового учета:

Порядок организации налогового учета;

Принципы и порядок налогового учетавсех видов деятельности, осуществляемыхналогоплательщиком;

Формы аналитических регистров налоговогоучета;

Технология обработки учетной информации;

Способы ведения налогового учета.

Кучетной политике прилагаются формыаналитических регистров и порядокотражения в них информации. При этомкаждый регистр должен содержать следующиереквизиты: наименование, периодсоставления, измерители операции,наименование операции, подпись лица,ответственного за составление регистра.Принятая учетная политика утверждаетсясоответствующим приказом руководителяорганизации. Способы ведения налоговогоучета, выбранные организацией, применяютсяпоследовательно от одного учетногопериода к другому. Изменения в учетнуюполитику могут вноситься в случаях:

Изменения законодательства о налогена прибыль;

Изменения применяемых способов налоговогоучета.

Организациявправе использовать данные аналитическогоучета, разработанные в соответствии справилами ведения бухгалтерского учета,при условии, что информация содержитвсе необходимые сведения для расчетаналога на прибыль (Письмо Минфина Россииот 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

Всоответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете» все хозяйственныеоперации, проводимые организацией,должны оформляться оправдательнымидокументами. Эти документы служатпервичными учетными документами, наосновании которых ведется бухгалтерскийучет.

Итак,первичные документы являются основаниемдля организации как бухгалтерского,так и налогового учета.

Наисследуемом субъекте создана автономнаясистема налогового учета, не связаннаяс бухгалтерским учетом.

Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Такое требование обуславливается введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК. Рассмотрим далее, как осуществляется налоговый учет в организации.

Классификация

Согласно законодательству, действующему сегодня, налоговый учет в организации может вестись:

  1. Автономно.
  2. Интегрированно.

Первый способ предполагает необходимость формирования специальной службы. На нее возлагается выполнение всех задач, касающихся налогообложения. К ним в том числе относят вопросы по определению финансовой политики и взаимодействию с контрольными инстанциями. Специалисты этой службы координируют все денежные операции предприятия. Поскольку в их функции входит налоговый учет, основное требование к служащим этого отдела состоит в наличии соответствующего опыта и знаний. При этом они могут не разбираться в тонкостях ПБУ, отражения информации на счетах, не знать правил двойной записи и пр.

Сотрудники службы должны знать, что собой представляют регистры налогового учета, как они формируются. Для обеспечения реализации возложенных на них задач на предприятии должны присутствовать дополнительные экземпляры первичной документации. Автономный вариант ведения отчетности также предполагает установление взаимосвязи между налоговым и бухгалтерским учетом, внутреннего контроля тождественности сведений, отраженных в них. Это, в свою очередь, потребует дополнительных расходов. Второй вариант предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета. Этот способ ведения финансовых дел используется большинством предприятий. При этом варианте формирование регистров налогового учета осуществляется сотрудниками бухгалтерии.

Проблема выбора

Рассматривая тот или иной вариант ведения учета, руководство организации должно принимать во внимание финансовые возможности предприятия. Однако значение будут иметь не только они, но и прочие существенные факторы. К ним, например, относят:

  1. Отраслевую принадлежность.
  2. Организационную структуру компании.
  3. Наличие внешних и внутренних пользователей информации.
  4. Специфику работы предприятия.
  5. Уровень автоматизации и объем потоков информации между подразделениями.
  6. Состояние системы бухучета, внешнего и внутреннего контроля.

Финансовая политика

Она необходима каждому предприятию. Учетная политика представляет собой комплекс способов ведения учета хозяйственных операций, имущества, расходов и доходов. Она необходима для формирования достоверных сведений о прибыли предприятия в декларации. Финансовая политика должна отражать подходы компании к решению таких вопросов, как:

Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Ключевые аспекты

Чтобы вести налоговый учет налогов, необходимо установить и обосновать методические и технические направления этой деятельности. В частности, должны предусматриваться следующие аспекты:

  1. Порядок организации учета.
  2. Принципы и правила отчетности по всем видам деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
  3. Формы регистров.
  4. Технология обработки данных.
  5. Методы ведения учета.

Разъяснения

К финансовой политике прилагаются аналитические регистры, имеющие определенную форму. В них в обязательном порядке указываются такие реквизиты, как:

  1. Название.
  2. Период, за который составляется документ.
  3. Измерители операции.
  4. Название действия.
  5. Подпись ответственного за оформление документа лица.

Разработанная и принятая финансовая политика предприятия утверждается приказом директора. Налоговый учет налогов должен вестись только теми способами, которые выбрало предприятие. Они используются последовательно от одного периода к другому. В финансовую политику могут вноситься корректировки, если имели место изменения:

Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Доходы и затраты

С 1 января 2002 г. предприятия должны аккумулировать информацию о поступлениях от продажи продукции, реализации работ/услуг, имущественных прав и материальных ценностей, а также внереализационной прибыли. Аналогично обобщаются и расходы в налоговом учете. Согласно положениям гл. 25 НК, предприятие может самостоятельно классифицировать поступления и траты от:

  1. Сдачи в аренду/субаренду имущества.
  2. Предоставления прав на продукты интеллектуальной деятельности в пользование.

Налоговый учет относит эти поступления и затраты к внереализационным. При предоставлении интеллектуальной собственности и имущества во владение на время или постоянное пользование за плату, они включаются в реализационные доходы и издержки.

Признание убытков

По ст. 283 НК, хозяйствующий субъект может вести налоговый учет потерь не только в текущем, но и в будущих периодах. Это позволяет сгладить ряд противоречий в отчетной документации. Данное положение особенно актуально для тех предприятий, которые в соответствии с налоговой отчетностью понесли убыток, а по бухгалтерским документам – прибыль.

Перенос потерь

Он осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Сумма убытка не должна быть выше 30% от базы по налогу на доход.
  2. Переносить убыток допускается в течение не больше 10 л.

Предприятие, которое несет потери более чем в одном периоде, относит их на будущее по очередности получения, то есть после покрытия соответствующих затрат.
Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Амортизационные начисления

Они осуществляются линейным либо нелинейным методом. Предприятие выбирает наиболее подходящий вариант начисления и закрепляет его в учетной политике. При расчете амортизации по основным средствам могут использоваться коэффициенты – понижающие либо повышающие. Последние устанавливаются в отношении ОС:

  1. Эксплуатируемых в условиях повышенной сменности или в агрессивной среде.
  2. Выступающих в качестве предмета соглашения финансового лизинга.

Понижающие коэффициенты могут применяться к любому амортизируемому имуществу, перечень которого утвержден руководством компании.

Создание резервов

Налоговый учет предполагает равномерное включение будущих издержек в затраты предприятия. Для этого формируются резервы по:

  1. Сомнительной задолженности.
  2. Гарантийному ремонту и обслуживанию.

Сомнительной признается дебиторская задолженность, непогашенная в срок, установленный в договоре, и не обеспеченная гарантией банка, залогом, поручительством. В процессе принятия решения о формировании резерва, следует четко понимать различия между правилами, по которым предприятие ведет налоговый учет, и ПБУ. В случае возникновения сомнительного долга меньше чем за 45 дн. до завершения предыдущего периода, запас не формируется. Суммы отчислений, осуществляемых в резервы, входят во внереализационные расходы только у тех предприятий, которые используют метод начисления. Запас формируется по каждому долгу в соответствии с результатами инвентаризации. Размер отчислений должен равняться:

Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Резервы, использованные предприятием не полностью, могут переноситься на следующий период. Сумма вновь сформированных запасов должна корректироваться на величину остатка следующим образом:

  1. Положительная разница, образовавшаяся между остатком предыдущего резерва и новым запасом включается во внереализационные доходы прошлого периода.
  2. Отрицательная разница относится равномерно на внереализационные расходы.

Списание товаров и материалов

Величина расходов может устанавливаться путем оценки:

  1. Себестоимости 1 ед. запасов.
  2. Средней начальной цены.
  3. Затрат на первые по времени приобретенные объекты (метод ФИФО).
  4. Себестоимости последних купленных товаров/материалов (метод ЛИФО).

Периодичность выплаты отчислений с прибыли

Общая сумма налога устанавливается по завершении календарного года. На протяжении этого периода в бюджет вносятся авансовые платежи. Периодичность отчисления устанавливается предприятием и фиксируется в учетной политике. Ст. 286 НК предусматривает два способа внесения платежей:

  1. Поквартально.
  2. Ежемесячно.

Первый вариант должны использовать:

Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Ежемесячные авансы рассчитываются в соответствии со ставками налога и величины дохода, полученного с начала месяца до его завершения, с учетом ранее начисленных сумм.

Постановка на учет в налоговом органе

Она является обязательной для всех хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. При этом не имеет значения наличие обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязательства вести налоговый учет и отчислять обязательные платежи в бюджет. Регистрация плательщиков производится:

  1. По адресу нахождения предприятия или обособленных подразделений.
  2. По месту проживания физлица.
  3. По адресу расположения транспортных средств или имущества, являющихся объектами обложения и принадлежащих гражданам или юрлицам.

Важный момент

Постановка на налоговый учет предприятия, в составе которого присутствуют обособленные подразделения, находящиеся в пределах РФ, а также имеющего недвижимые объекты, подлежащие обложению, осуществляется как в ФНС по адресу своего расположения, нахождения своих филиалов и принадлежащего ему имущества.
Требования к организации и ведению налогового учета. Порядок организации налогового учета. Виды налоговой отчетности. Что такое налоговый учет

Документы

Учет налогов в налоговых органах производится только в отношении лиц, сведения о которых внесены в Единый реестр. Для этого субъекту необходимо предоставить:

  1. Св-во о госрегистрации.
  2. Учредительные и прочие документы, которые необходимы для регистрации.
  3. Бумаг, подтверждающие формирование представительств и филиалов.
  4. Заявление.

Контрольная инстанция обязана поставить субъекта на учет в пятидневный срок. В этот же период ИФНС выдает соответствующее уведомление.

  • Особые правила
  • § 2. Метод начисления. Признание расходов Общие правила
  • Длительный цикл производства
  • Распределение расходов
  • Особые правила
  • Расход в отсутствие дохода
  • § 3. Кассовый метод
  • § 4. Методы оценки сырья, материалов и товаров
  • § 5. Амортизация
  • Инвестиционная премия
  • Методы начисления амортизации
  • Специальные коэффициенты амортизации
  • Повышающие коэффициенты
  • Понижающие коэффициенты
  • Глава 3. Формирование резервов
  • § 1. Резерв по сомнительным долгам
  • § 2. Резерв на гарантийный ремонт
  • § 3. Резерв на ремонт основных средств
  • Резерв на текущий ремонт
  • Резерв на особо дорогостоящий и сложный ремонт
  • § 4. Резерв на предстоящую оплату отпусков
  • § 5. Резерв предстоящих расходов на выплатуежегодных вознаграждений за выслугу лет
  • § 6. Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год
  • Глава 4. Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг
  • Глава 5. Метод признания расходов в виде процентовпо кредитам и займам
  • Глава 6. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Глава 7. Распределение прибыли между обособленными подразделениями
  • Глава 8. Учет расходов на приобретение прав на земельные участки
  • Раздел III. Учетная политика по ндс
  • Определяем выручку
  • Что предъявить в налоговую инспекцию?
  • Что дальше?
  • Как продлить право на освобождение?
  • Еще один случай уплаты налога
  • Самое неприятное
  • Глава 2. Операции, не подлежащие налогообложению
  • Глава 3. Порядок ведения раздельного учета § 1. Облагаемые и необлагаемые операции
  • § 2. Когда раздельный учет не нужен?
  • § 3. Специальные налоговые режимы
  • § 4. Выдача займов
  • § 5. Операции с векселями
  • Является ли вексель товаром?
  • Продажа векселя и начисление ндс
  • Расходы на реализацию векселей
  • Распределение общехозяйственных расходов
  • § 6. Разные налоговые ставки ндс и экспорт
  • Раздел IV. Учетная политика для “упрощенцев”
  • Глава 26.2 нк рф не содержит требования о составлении учетной политики для целей налогообложения. Однако, по мнению автора, при определенных условиях она необходима.
  • Раздел V. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  • Глава 1. Основы учетной политики Понятие учетной политики
  • Задачи учетной политики
  • Разработка учетной политики
  • Выбор вариантов
  • Сроки разработки
  • Изменение учетной политики
  • Учетная политика для организаций на усн и енвд
  • Глава 2. Учетная политика и бухгалтерская отчетность
  • Раздел VI. Учетная политика для материально-производственных запасов Глава 1. Материально-производственные запасы
  • Глава 2. Товары
  • Раздел VII. Учетная политика для основных средств Глава 1. Амортизация
  • Глава 2. Переоценка
  • Глава 3. Первичная документация
  • Раздел VIII. Учетная политика для нематериальных активов
  • Раздел IX. Учетная политика и образование резервов
  • Раздел X. Учетная политика и признание доходов Доходы и прочие поступления
  • Длительный цикл изготовления
  • Глава 1. Незавершенное производство
  • Глава 2. Выпуск готовой продукции
  • Раздел XI. Учетная политика и косвенные расходы
  • Раздел XII. Учетная политика в отношении специальных инструментов,приспособлений, оборудования и спецодежды
  • Раздел XIII. Учетная политика и расходы будущих периодов
  • Раздел XIV. Учетная политика и некоммерческая деятельность
  • Раздел XV. Учетная политика и финансовые вложения
  • Раздел XVI. Учетная политика и расходы на ниокр
  • Раздел XVII. Учетная политика в отношении кредитов и займов
  • ПриказN ____ от “__” ______ 200 _ г.”Об учетной политике зао “АвтоШина” для целей налогообложенияв 2008 г.”
  • I. Налог на добавленную стоимость
  • II. Налог на прибыль
  • Приложение
  • ПриказN ____ от “__” ________ 200 _ г.”Об учетной политике зао “АвтоШина” для целейбухгалтерского учета в 2008 г. “
  • 5.1. Учет основных средств
  • 5.2. Учет нематериальных активов
  • 5.3. Учет материально-производственных запасов
  • 5.4. Оценка незавершенного производства
  • 5.5. Порядок списания финансовых вложений
  • 5.6. Порядок создания резервов
  • 5.7. Учет расходов будущих периодов
  • 5.8. Учет кредитов и займов
  • Глава 1. Порядок ведения налогового учета

    Разработкапорядка ведения налогового учета целикоми полностью ложится на плечи организаций.Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусмотренпрямой запрет на установление налоговымии иными органами обязательных формрегистров налогового учета. Этоподтверждается и судебными решениями(см., например, постановление ФАСВолго-Вятского округа от 02.07.2003 NА43-1400/03-31-57 и постановлением ФАС Уральскогоокруга от 21.04.2004 N Ф09-1522/04-АК).

    Порядокведения налогового учета фиксируетсяв налоговой учетной политике, к которойприлагаются и формы налоговых регистров,используемые предприятием.

    Обязательнымиэлементами этих форм в соответствии сост. 313 НК РФ должны быть:

    наименование;

    период(дата) составления;

    измерителиоперации в натуральном и денежномвыражении;

    наименованиехозяйственной операции;

    подпись(расшифровка подписи) лица, ответственногоза составление налогового регистра.

    Всеостальное – на усмотрение организации.

    Формированиерегистров налогового учета значительноупрощается, если предприятие используеткакую-либо автоматизированнуюбухгалтерскую программу. В зависимостиот фирмы – разработчика программыпостроение налогового учета в ней будетразличаться. Но поскольку порядокведения налоговых регистров в программеуже существует, следовательно, пользователюдостаточно изучить документацию ксистеме, чтобы вести на своем предприятииналоговый учет.

    Значительносложнее вести бухгалтерский учет вручнуюили с частичной автоматизацией. В этомслучае разрабатывать налоговые регистрыналогоплательщику придется самому. Арезультат этой работы будет являтьсяразделом в налоговой учетной политике.

    Конечно,можно воспользоваться и наработкаминалоговых органов, которые появилисьна сайте МНС России еще в декабре 2001 г.Там была дана система налоговых регистров,которая, по мнению налоговиков, полностьюобеспечивает ведение налогового учетав организации. Однако эти регистрыофициально утверждены не были, поэтомумогут применяться налогоплательщикамина свой страх и риск.

    Обратитевнимание!Данная система была взята за основу дляразработки блока ведения налоговогоучета в программе “1С:Бухгалтерия”.

    Системаналоговых регистров, предложеннаяналоговыми органами, состоит из пятигрупп. Первые четыре группы регистровпредназначены для работы коммерческихорганизаций:

    регистрыпромежуточных расчетов;

    регистрыучета состояния единицы учета;

    регистрыучета хозяйственных операций;

    регистрыформирования отчетных данных.

    Пятаягруппа регистров направлена на учетцелевых средств некоммерческихорганизаций.

    Основнаязадача регистров первой группы – помочьорганизации при переходе от одногоэтапа заполнения регистров налоговогоучета к другому.

    Всостав этой большой группы регистроввходят:

    1.Регистр-расчет формирования стоимостиобъекта учета.

    2.Регистр-расчет учета амортизациинематериальных активов.

    3.Регистр-расчет стоимости списанныхсырья и(или) материалов по методу ФИФО(ЛИФО).

    4.Регистр-расчет стоимости списанныхтоваров по методу ФИФО (ЛИФО).

    5.Регистр-расчет стоимости сырья(материалов), списанных в отчетномпериоде.

    6.Регистр учета сомнительной и безнадежнойдебиторской задолженности по результатаминвентаризации на отчетную дату.

    7.Регистр-расчет резерва сомнительныхдолгов текущего отчетного (налогового)периода.

    8.Регистр учета кредиторской задолженностипо результатам инвентаризации наотчетную дату.

    9.Регистр учета договоров на добровольноестрахование работников.

    10.Регистр учета расходов по добровольномустрахованию работников.

    11.Регистр-расчет расходов по добровольномустрахованию работников текущего периода.

    12.Регистр-расчет расходов на ремонттекущего отчетного периода.

    13.Регистр-расчет расходов на ремонт,учитываемых в текущем и будущих периодах.

    14.Регистр учета внереализационных расходовпо операциям уступки прав требования,относящихся к будущим периодам.

    15.Регистр-расчет резерва расходов нагарантийный ремонт.

    16.Регистр-расчет коэффициента дляперерасчета резерва расходов нагарантийный ремонт.

    Например,чтобы сформировать стоимость основногосредства, которая, как известно, будетскладываться из многих видов затрат,налогоплательщику понадобится заполнитьРегистр-расчет формирования стоимостиобъекта учета.

    Основнаязадача регистров второй группы -накопление сведений об имуществеорганизации (стоимости основных средств,нематериальных активов, товаров и т.п.).Указывается первоначальная стоимостьимущества и ее изменения в течениеналогового периода.

    Кэтим документам относятся:

    1.Регистр информации об объекте основныхсредств.

    2.Регистр информации об объектенематериальных активов.

    3.Регистр информации о приобретенныхпартиях товаров, учитываемых по методуФИФО (ЛИФО).

    4.Регистр информации о приобретенныхпартиях сырья (материалов), учитываемыхпо методу ФИФО (ЛИФО).

    5.Регистр информации о движении товаров,учитываемых по методу среднейсебестоимости.

    6.Регистр информации о движенииприобретенного сырья (материалов),учитываемого по методу среднейсебестоимости.

    7.Регистр учета расходов будущих периодов.

    8.Регистр аналитического учета операцийпо движению дебиторской задолженности.

    9.Регистр учета операций по движениюкредиторской задолженности.

    10.Регистр учета расчетов с бюджетом.

    11.Регистр движения резерва по сомнительнымдолгам.

    12.Регистр учета расходов на гарантийныйремонт.

    13.Регистр учета расчетов по штрафнымсанкциям.

    Вчастности, в регистре информации обобъекте основных средств будут содержатьсяданные:

    первоначальнаястоимость;

    назначениеобъекта;

    способначисления амортизации;

    срокначисления амортизации;

    применениепонижающих или повышающих коэффициентов;

    информацияоб изменении первоначальной стоимости;

    датаснятия объекта с учета и основания дляэтого.

    Регистрытретьей группы будут содержать информациюо поступлении и выбытии активовналогоплательщика. Они заполняются наосновании первичных учетных документоворганизации.

    Кэтим регистрам относятся:

    1.Регистр учета операций приобретенияимущества (работ, услуг, прав).

    2.Регистр учета операций выбытия имущества(работ, услуг, прав).

    3.Регистр учета поступлений денежныхсредств.

    4.Регистр учета расхода денежных средств.

    5.Регистр учета сумм начисленных штрафныхсанкций.

    6.Регистр учета расходов на оплату труда.

    7.Регистр учета начисления налогов,включаемых в состав расходов.

    Приэтом под выбытием имущества подразумеваетсяего реализация. Таким образом, в этихдокументах указывается информация отом, кому и как было продано имущество,или от кого и как оно было получено. Еслипо этим операциям возникла задолженность,то необходимо отразить ее сумму врегистрах дебиторской или кредиторскойзадолженности.

    Налоговыерегистры четвертой группы предназначеныдля непосредственного переноса данныхиз них в налоговую декларацию.

    Ихдовольно много:

    1.Регистр-расчет учета амортизацииосновных средств.

    2.Регистр-расчет стоимости товаров,списанных (реализованных) в отчетномпериоде.

    3.Регистр учета прочих расходов текущегопериода.

    4.Регистр-расчет финансового результатаот реализации амортизируемого имущества.

    5.Регистр учета стоимости реализованногопрочего имущества.

    6.Регистр-расчет учета остатка транспортныхрасходов.

    7.Регистр учета внереализационныхрасходов.

    8.Регистр-расчет финансового результатаот реализации прав, которые былиприобретены ранее в рамках операции пооказанию финансовых услуг.

    9.Регистр-расчет финансового результатаот уступки прав требования (расходы пореализации прав, кроме ситуаций продажиранее приобретенных прав).

    10.Регистр учета доходов текущего периода.

    11.Регистр учета убытков обслуживающихпроизводств.

    12.Регистр-расчет финансового результатаот деятельности обслуживающих производстви хозяйств.

    Каквидим, система учета громоздка, требуетбольших временных затрат, поэтомуорганизации потребуется несколькодополнительных учетных работников,чтобы вести налоговый учет по предложеннойсистеме.

    Однакопредложив налогоплательщикам 51 формурегистров, МНС России в своем сообщенииподчеркнуло, что их перечень не являетсяполным. А предложенные формы можно (инужно) расширять, дополнять, разделятьили иным способом преобразовывать ихс сохранением в используемых организациейрегистрах информации по основнымперечисленным показателям. Поэтому вданной ситуации, по мнению автора, прощеразработать систему налоговых регистровсамостоятельно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )