Введение в курс «Мировая экономика». “путешествие в мир экономики” Введение в мир экономики

Books” />

Рассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой теме, а также приложения. Основной акцент сделан на организацию контроля знаний студентов по ключевым категориям экономической географии с позиций развития современного мирового хозяйства, а также на сопоставление и анализ экономико географических характеристик отдельных стран и регионов мира. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов, занимающихся вопросами экономической географии и мировой экономики.

Издательство: “КноРус”

ISBN: 978-5-406-04382-0

электронная книга

На Litres

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги

    Евгений Смирнов
    490электронная книгаСамал СмагуловаВведение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран). ПрактикумРассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой… – КноРус, электронная книга
    420электронная книгаЕ. Н. СмирновВведение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Учебное пособиеРассмотрены ключевые вопросы экономической географии зарубежных стран (население, сельское хозяйство, транспорт). Сопоставлены экономико-географические характеристики отдельных стран и регионов мира… – КноРус, (формат: 60×90/16, 406 стр.)2016
    721бумажная книгаЕ.Н. Смирнов,С.М. СмагуловаВведение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Практикум. Учебное пособие – (формат: 60×90/16, 406 стр.)2017
    587бумажная книга

См. также в других словарях:

    Международная финансовая помощь – (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    – (Indonesia) Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …

    Экономическая история. Расцвету Киевской Руси в 9 11 вв. способствовало ее выгодное положение на перекрестке торговых путей и создание единого экономического и культурного пространства. В 12 в., после перекрытия кочевниками торгового пути по… … Энциклопедия Кольера

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

    – (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

    Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

    Бразилия – (Brazil) Страна Бразилия, география, природа и лимат Бразилии Информация о стране Бразилия, география, природа и лимат Бразилии, политическая и экономическая система Содержание Содержание Природа Рельеф местности Атлантическая прибрежная равнина… … Энциклопедия инвестора

    Экономика США – (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

    УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Технология “Введение в мир экономики”


Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Сущность предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Процесс экономического воспитания реализуется через: игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.

Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения (“КВН”, “Аукцион”, “Бизнес-клуб”) – все вместе: взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.

Обучаясь по этой технологии, ребенок познает:

Азы семейной экономики,

Узнает о труде, профессиях родных и близких,

О финансовых возможностях семьи,

Научатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товары,

Узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Привлекать детей к домашнему труду путём организации систематических поручений и совместной трудовой деятельности всех членов семьи.

В семье дети узнают обязанности каждого ее члена: папа выполняет сложную “мужскую” работу, мама занимается приготовлением пищи, уборкой и т.д. Разделение домашнего труда, но полу, возрасту, способностям повышает его результативность.

Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они упражняются в бережливости, экономности.

3накомить детей с профессиями родных и близких, раскрывая при этом, каким образом эти профессии обеспечивают нужды и потребности семьи.. Кто кем работает на производстве? Какие есть профессии? Чем занимается человек этой профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему? Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию (династия), сколько – разные профессии.

Ребёнок, путешествуя с родителями по городу, району, в котором они живут, видит разные здания: больница, банк, магазин, парикмахерская, школа и др. – это места работы родителей и других людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы и которые она хотела бы иметь.

Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги?

Совершать с ребёнком совместные покупки, обосновывая при этом их необходимость (значимость), возможность приобретения и особенности использования в домашнем хозяйстве. Каждая семья приобретает определенные товары, необходимые для жизни. Эти товары значимы как для ребёнка, так и для его родителей. В семье ребёнок знакомится с современной техникой.

Ему показывают и в доступной форме объясняют назначение каждого бытового прибора. Ребёнок наглядно видит, что использование механических и электрических приборов (пылесоса, стиральной и посудомоечной машины и др.) облегчает труд, экономит время, повышает качество труда. Он начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.

Привлекать (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного (рационального) отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. Если с детства он получит элементарные знания о доходах и расходах, о деньгах, о зарплате родителей, это во многом предотвратит конфликты, которые могут возникнуть позднее из-за неудовлетворения его потребностей и желаний.

Обогащать опыт впечатлений детей о красоте, богатстве окружающего мира, но вместе с тем ограниченности ресурсов. Посредством чтения художественной литературы, организации прогулок в природу, совместного труда и т.д. ребёнок познаёт “экономическую” картину окружающей действительности, способы рационального использования имеющихся ресурсов, значение бережного отношения к природным богатствам. Родителям следует помнить, что приобщение ребёнка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринуждённо. Гуляя с ребёнком по улицам города, привлекайте его внимание к рекламе, разнообразию магазинов и товаров, яркости упаковок и т.д.: Какие товары? Где производятся? Для кого? О чём “говорит” реклама? ..

Несколько советов

Сделать “занятия” экономикой понятными и интересными помогут игры. Многие настолько-печатные игры можно сделать самостоятельно.

Игрa “Слова-беглецы”. Ребёнку предлагается вспомнить сказку “Репка”.

Посадил дед репку… А как? Взял молоток, забил семечко в землю, расчесал землю гребешком и пригладил гребешком, чтоб ровно было. Потом взял верёвку, полил землю. Потом спилил сорняки пилой и сыграл на балалайке, чтобы тучи пришли: пусть репке будет прохладней. А когда репка выросла, он подцепил её вилкой и вытащил…

Если ты не согласен, выбери из картинок то, что нужно, чтобы посадить и вырастить репку. Сколько орудий труда тебе понадобится? Какие?

В каждой семье читают малышам детские книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности, доступные по содержанию и с яркими художественными иллюстрациями. Это могут быть рассказы Э. Успенского, А. Ивича, И. Шведовой и др., стихотворения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова и др., авторские и народные сказки, загадки, пословицы и поговорки. Например, перед чтением произведения В. Маяковского “Кем быть?” спросите сына или дочь: “Кем бы ты хотел (а) стать, когда вырастешь? Почему?” После чтения сказки “Золушка” можно спросить ребёнка: “В чём главная красота Золушки?” и т.п.

Слушая разные произведения, ребёнок запоминает экономические термины, устанавливает простейшие экономические связи, сочувствует положительному герою, осуждает зло и т.д.

При формировании социальной позиции ребёнка важно использовать самые разнообразные ситуации. Так, значение бережного отношения к вещам раскрывается в предложенной ребёнку проблемной ситуации “Встреча в ремонтной мастерской”.

Проблемная ситуация “Спор двух друзей” раскрывает необходимость предметов в конкретной ситуации, одинаково бережное отношение к ним со стороны хозяина.

Заспорили однажды самовар и чайник: кто из них важнее и нужнее хозяину. “Я большой старый самовар. Я собираю в доме много гостей. Моим хозяевам и гостям, когда они пьют чай, становится радостно и тепло”. – “А я чайник. Меня используют каждое утро. Я очень быстро кипячу воду для чая и кофе”.

Вопрос к детям. Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть свои любимые вещи?

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный “экономический” опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придаётся социальная направленность, что позволяет ребёнку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.

Данное учебное пособие предназначено для изучения курса «Мировая экономика», который занимает важное место в системе экономических знаний.

Актуальность изучения мирового хозяйства вызывается следующими обстоятельствами:

Во-первых, в двадцатом столетии сложилась мировая система хозяйства, мировая экономика вышла на этап глобализации и международные экономические отношения стали играть более важную роль в общей системе экономических отношений. В этих условиях тенденции развития любой национальной экономики, в том числе и экономики России, нельзя правильно оценить и прогнозировать без учета как всей совокупности мирохозяйственных связей, так и без учета конкретных форм внешнеэкономических связей каждой отдельной страны.

Во-вторых, в настоящее время возникли и оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни ряд глобальных проблем, решение которых не под силу отдельным, даже самым развитым странам.

В-третьих, сегодня Россия стремится строить свою экономику на рыночных основах, стремится интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным членом многочисленных междуна- родных экономических организаций. Поэтому важно знать законы, которые господствуют на мировом рынке, уяснить те правила игры, которыми руководствуются в своей деятельности наши зарубежные хозяйственные партнеры, понимать те принципы, на основе которых функционируют международные экономические организации.

Предмет курса «Мировая экономика» многообразен. Данная учебная дисциплина изучает:

2.Механизмы, посредством которых реализуются экономи-ческие интересы субъектов хозяйствования, вступающих в между-народные экономические отношения.

3.Значение международных экономических организаций и принципы, на основе которых они были созданы и функционируют, а также рычаги, посредствам которых эти международные экономи-ческие организации воздействуют на экономические процессы в мире.

4.Место и роль тех или иных стран и их объединений в мировой системе хозяйства.

Активное исследование международных экономических отношений давно входит в круг интересов ученых экономистов, начиная с меркантилистов. Важный шаг в теории международных экономических отношений был сделан в связи с разработками Д. Рикардо, который обосновал сравнительные преимущества стран от участия в международном разделении труда. Как особая отрасль знаний «Мировая экономика» складывается в двадцатом столетии. Значительный вклад в развитие этой науки внесли такие ученые: Б. Олин, Э. Хекшер, М. Портер, Д. Мид и другие.

Значение курса «Мировая экономика» можно проследить в функциях, которые выполняет эта учебная дисциплина.Выделяют познавательную, мировоззренческую и практическую функции.

Познавательная функция заключается в том, что курс «Мировая экономика» дает комплекс знаний о строении мировой экономики, помогает понять основные тенденции развития мирохозяйственных связей.

Мировоззренческая (критическая) функция заключается в том, что данная учебная дисциплина позволяет студентам выработать собственное мнение о своевременности и степени позитивности решений, принимаемых правительствами разных стран во внешнеэкономической сфере, а, следовательно, позволяет критически оценивать правительственные проекты, а также программы международных экономических организаций.

Практическая функция может воплотиться в действиях людей при обмене валюты, а также в хозяйственной практике при решении конкретных вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью фирм и организаций, где в качестве специалистов и руководителей могут работать выпускники ВУЗов.

При подготовке данного курса лекций использовались труды ведущих российских и зарубежных специалистов в области мировой экономики, список важнейших из них приводится в конце данного учебного пособия. Приведенные источники, вопросы к зачету и экзамену позволят студентам лучше изучить курс «Мировая экономика» и подготовиться к соответствующим формам проверки знаний.

Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития.

1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства.

Международные экономические отношения возникли несколько тысячелетий назад, однако мировое хозяйство стало складываться лишь в период великих географических открытий. За XV-XVI столетия европейцы открыли и стали использовать в своих интересах территории Земли, в 6 раз бòльшие по площади, чем были им известны до ХV века. Тогда же начался процесс колонизации этих земель. Как целостное единство мировое хозяйство формируется к концу XIX века. К этому времени практически все страны оказались вовлеченными в мирохозяйственный оборот. Передовые страны переживали период промышленной революции и все более нуждались в сырьевых и энергетических ресурсах, которые в значительной степени ввозились из слаборазвитых стран. В свою очередь крупное машинное производство, основанное на высоком уровне концентрации производства и капиталов, приводит к тому, что внутренний рынок развитых стран становится узким для потребления всего объёма производимых товаров. Передовые страны становятся поставщиками на мировой рынок прежде всего готовых товаров. В свою очередь, накопив огромные капиталы, монополии развитых стран стремятся к вывозу относительно избыточного капитала туда, где наблюдаются более низкие цены на экономические ресурсы, а именно, где дешевле земля, сырьевые и энергетические ресурсы, а также рабочая сила. В результате процесс производства в отдельных странах приобретает интернациональный характер и становится частью процесса воспроизводства во всемирном масштабе.

Интернационализация производства предусматривает наличие следующих обстоятельств:

1. Для осуществления производства хозяйствующим субъектам страны всё более необходимы экономические ресурсы других стран.

2. Само производство ориентируется на растущие рынки других стран, и продукт этого производства предназначен для продажи и потребления в других странах.

3. Происходит объединение капиталов различных стран в деятельности самостоятельных хозяйствующих ячеек и при реализации совместных международных экономических проектов и программ.

Следует заметить, что отношения между странами не ограничиваются лишь торговыми связями, воплощающимися в обмене товарами. Международные экономические отношения развиваются как с количественной, так и с качественной стороны. Это означает, что, с одной стороны, все больше стран и субъектов вовлекаются в международный хозяйственный оборот, а с другой стороны, появляются новые формы международного экономического сотрудничества.

Международные экономические связи становятся многообразными и представлены в торговле товарами и услугами, в международной миграции предпринимательских и ссудных капиталов, в международной миграции рабочей силы, в отношениях прямого кооперирования. Тем самым экономики отдельных стран дополняют друг друга, переплетаются друг с другом, проникают друг в друга, что как раз и свидетельствует о формировании мирового хозяйства как единого целого, как системы.

В экономической литературе встречается множество определений мирового хозяйства:

Мировое хозяйство – это сумма всех национальных экономик мира.

Мировое хозяйство – это совокупность тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Мировое хозяйство – это совокупность экономик различных стран в их взаимодействии, взаимодополнении, взаимопроникновении и взаимозависимости, которая проявляется в становлении и развитии системы международных экономических отношений.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

Мировое хозяйство предполагает сложный комплекс международных экономических отношений. В эти отношения вступают многообразные субъекты: отдельные граждане, различного рода фирмы (и по организационно-экономической форме, и по отраслевой направленности, и по масштабам деятельности), а также государственные органы различных уровней и международные экономические организации.

Мировое хозяйство в своем развитии прошло ряд этапов:

Этап становления мирового хозяйства берет начало от великих географических открытий и длится до промышленного переворота в передовых странах. В этот период главной формой международных хозяйственных связей выступает международная торговля, которая в значительной степени носит неэквивалентный, колониальный характер. Европейские страны продают свою продукцию в колониях по завышенным ценам, а оттуда вывозят товары по низким ценам. Перепродажа колониальных товаров приносит купечеству и ростовщикам огромные прибыли и является одной из основ первоначального накопления капитала. В структуре мировой торговли преобладали потребительские товары (мед, пушнина, посуда, пряности и т.д.). Ведущее место в мировом хозяйстве занимали Испания, Португалия, Голландия, Англия и Франция. Они же были одновременно крупнейшими колониальными державами.

Второй этап начинается в период промышленного переворота и продолжается до конца ХIХ века. В этот период развитые страны, к которым относятся Англия, Франция, Голландия, все более нуждаются в сырьевых ресурсах для расширения промышленного производства, в том числе в хлопке, шерсти, ценных породах деревьев, рудах, красителях и т.д. В свою очередь они в крупных размерах вывозят промышленные товары: шерстяные и хлопчатобумажные ткани, станки, рельсы, паровозы, вагоны и т.д. Таким образом, в этот период мировая торговля расширяется по масштабам и изменяется по структуре. Именно на этом этапе происходит становление мирового рынка. Лидером мирового хозяйства являлась Англия. Её называли «мастерской мира». Здесь ранее, чем в других странах, завершился промышленный переворот и произошло становление фабричного производства. На неё приходилось около 1/3 мировой торговли. К концу ХIХ века складывается мировая колониальная система, и соответственно весь мир оказался поделенным между великими державами. Начинается борьба за его передел.

Третий этап датируется с конца ХIХ века до І Мировой войны.

В период вызревания монополий на рынках ведущих стран мира и образования монополистических союзов появляется относительно избыточный капитал. Мирохозяйственные связи в форме мировой торговли и международного кредита дополняются международной миграцией предпринимательского капитала. На этом этапе экономи-ческое объединение стран и народов происходило прежде всего в интересах крупнейших империалистических держав. Импульсы развития мирового хозяйства исходили от промышленно развитых стран. Отношения между промышленно развитыми и отсталыми странами носили явно эксплуататорский характер. Именно на рубеже ХIХ-ХХ в.в. международный обмен потребительскими товарами и услугами, сырьевыми и энергическими ресурсами, ссудными и предпринимательскими капиталами принял всемирный характер, что свидетельствовало о формировании мировой системы хозяйства.

Тенденция к расширению господства определённых государств и монополистических групп сопровождалась нарастанием острейших противоречий между крупнейшими индустриальными державами, что привело к двум мировым войнам в ХХ веке. Поэтому история мировой экономики представляет собой, с одной стороны, процесс углубления и укрепления мирохозяйственных связей, а с другой стороны, периоды усложнения отношений и даже разрыва тех или иных связей.

Четвертый этап: от Первой Мировой войны до 50-х г.г. ХХ в.

Первая Мировая война, а потом и революция в России нарушили многие международные хозяйственные связи. Россия вышла из мировой капиталистической системы хозяйства. Германия, наказанная за агрессию, практически до середины 20-х г.г., не могла восстановить взаимовыгодные международные хозяйственные связи. Во второй половине 20-х г.г. происходит существенный рост мирохозяйственных отношений на фоне экономического подъема в странах с рыночной экономикой. В 1922 году был образован СССР, который в период НЭПа также стремился расширить внешне-экономические связи. Однако в 1929-1933 г.г. страны с развитыми рынками поразил экономический кризис, названный «Великой депрессией». Он охватил все капиталистические страны и сопровождался резким сокращением объемов производства (особенно в США и Германии). В этот период многие промышленные державы стремились обеспечить снижение потерь от кризиса в собственных странах через возведение барьеров на пути импорта товаров, что, в конечном итоге, определило снижение параметров мирового товарооборота и сильное стремление к автаркии.

Пятый этап: после Второй мировой войны (50-70-е г.г.).

В этот период возникают первые интеграционные группировки (ЕЭС, СЭВ). Наблюдается бурный процесс интернационализации. Происходит активное перемещение между странами товаров, услуг, знаний (технологии), предпринимательского капитала. Формируется современный облик мирового рынка ссудных капиталов. На особую роль в мировом хозяйстве претендуют социалистические и развивающиеся страны. Именно на этом этапе происходит деление мировой системы хозяйства на два блока: капиталистический и социалистический. Начинается распад колониальной системы. Ведущие позиции в мировой экономике занимают США. Однако в период НТР усиливается конкуренция между ведущими державами мира. Наблюдается «японское» и «германское» экономическое чудо, определившие возрастание роли Японии и ФРГ в мировом хозяйстве.

Шестой этап: 80-е годы XX века – начало ХХI века.

В этот период осуществляется переход наиболее развитых стран на этап постиндустриального развития. Наблюдается стремление многих отсталых стран к преодолению своего экономического отставания. В бывших социалистических странах идет процесс формирования рыночных институтов и проводятся рыночные реформы. На этом этапе многие государства стараются придерживаться более либеральной политики в области внешнеэкономической деятельности. Характерной чертой становится глобализация мирового хозяйства.

Последние десятилетия XX в. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами, которые оказали и продолжают оказывать свое воздействие на мировую экономику, ее качественные характеристики. Вызывая существенные сдвиги в мировой экономике, они формируют новые, более разнообразные и многовариантные ступени и пути ее развития.

Важнейшей проблемой все более взаимозависимого мира становится взаимодействие разноуровневых экономических структур. Они характеризуются не только степенью развитости, но и степенью вовлеченности в международное разделение труда и мировое хозяйство. Потребности динамичного включения национальных экономических систем в мировое хозяйство представляют собой в настоящее время своего рода глобальную закономерность конца XX столетия.

Россия как суверенное государство делает, по сути, первые шаги на мировой арене. В новых условиях, когда изжили себя идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает преодолевать многие препятствия, которые мешали ее активному и масштабному вовлечению в интеграционные процессы. В связи с этим возрастает интерес к изучению теории и практики рыночных отношений, основ конкурентной экономики, формам и методам участия корпораций в сфере внешнеэкономических связей, вне которых невозможна вообще нормальная экономическая жизнь любого общества.

Задача учебного пособия – дать представление о мировой экономике как части теории рыночной экономики, изучающей закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства. В конце учебного пособия приводится список литературы, рекомендуемой студентам для изучения и более глубокого усвоения соответствующих тем курса.

Развитие мирового рынка товаров привело на рубеже XIX-XX вв. к интенсификации международного экономического общения, которое стало постепенно выходить за рамки межгосударственного обмена товарами. Бурное развитие производительных сил и рост мощи финансового капитала привели к возникновению мирового хозяйства.

Мировая экономика, или всемирное хозяйство, – это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, обладающих растущими связями и взаимосвязями, в результате чего формируется крайне противоречивая, но тем не менее более или менее целостная мировая экономическая система.

Характерной чертой мирового рынка является межгосударственное перемещение товара, международная торговля. При переходе товарного производства от стадии мирового рынка к стадии мирового хозяйства возникает международное перемещение уже не только товара, но и факторов его производства, прежде всего капитала и рабочей силы. Таким образом, категория мирового хозяйства затрагивает уже не только сферу обращения, но и сферу производства.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства.

Факторы производства- ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар: труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Мировое хозяйство включает все основные параметры мирового рынка и дополняет его новыми существенными чертами, связанными с международной мобильностью факторов производства.

Характерные черты современного мирового хозяйства следующие:

    развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии;

    рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках ТНК;

    экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

    возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

Практически все факторы производства обладают международной мобильностью, т.е. могут свободно перемещаться из страны в страну.

По происхождению факторы производства делятся на:

    основные – те, что достались стране от природы или стали результатом длительного исторического развития (географическое положение, природные ресурсы, климат, неквалифицированная рабочая сила). Они обычно достались стране даром или потребовали несущественных капиталовложений;

    развитые – те, что приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений (современная технология, квалифицированные кадры, современная инфраструктура).

По степени специализации факторы производства делятся на:

    общие – те, которые можно применять в различных отраслях для создания разнообразной продукции (персонал с высшим образованием, технология получения электричества);

    специальные, – те, которые можно применять для выпуска только одной отрасли или для создания одной или очень узкой группы продукции.

Различные типы факторов производства в различной степени обладают международной мобильностью (таблица).

Международная мобильность факторов производства

Типы факторов производства

Типы факторов производства Степень международной мобильности высокая Степень международной мобильности низкаяОсновные ×Развитые × Общие × Специальные ×

В своем становлении и развитии мировое хозяйство прошло долгий и сложный путь. Некоторые исследователи его возникновение относят еще ко времени Римской империи, считая ее системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования мирового хозяйства ведут со времени великих географических открытий XV-XVI вв. Именно эти открытия привели к ускоренному развитию международной торговли драгоценностями, пряностями, благородными металлами, рабами. Однако мировое хозяйство этого периода было ограниченным, оставаясь сферой приложения только купеческого капитала.

В развитии современного мирового хозяйства выделяется несколько периодов.

Первый период – это 20-30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Когда в 1917 г. из мирохозяйственных связей выпала Россия, экономическая блокада, проводимая западными странами, не могла привести к восстановлению этих связей на прежней основе. Глубокий социально-экономический кризис мирового хозяйства сопровождался общей неустойчивостью экономических связей, вызванных первой мировой войной. Великой депрессией 20-30-х годов в развитии экономики ведущих стран мира.

Второй период развития мирового хозяйства – это конец 40-х-80-е годы XX столетия. Он характеризовался интенсивным ростом вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике.

Главной силой в производственных связях стали ТНК, которые образовывали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование.

В мировом хозяйстве в этот период происходили очень важные экономические процессы. Среди них следует отметить следующие.

Резко усилившиеся по своей экономической мощи в годы второй мировой войны США оказали помощь в экономическом возрождении Западной Европы. После завершения плана Маршалла (1951 г.) по мере распада колониальных империй программы помощи были переориентированы на развивающиеся страны с целью сохранения их в системе взаимоотношения западных стран. Ликвидация колониальной системы в середине 60-х годов вызвала на авансцену международной жизни большую группу развивающихся стран, которые до сих пор занимают особое место в мировом хозяйстве.

Итак, развивающиеся страны в систему мирового хозяйства вошли с 60-х годов. К середине 70-х годов среди них заметно выделяются так называемые «новые индустриальные страны» (НИС) Юго-Восточной Азии (1-я волна – четыре «малых дракона» – Южная Корея, Тайвань, Сянган, Сингапур) и страны Латинской Америки: Бразилия, Аргентина, Мексика.

Началом нового, третьего периода в развитии мирового хозяйства предположительно можно считать последнее десятилетие XX в. В восточноевропейских странах происходят процессы формирования и складывания близких к западным государствам экономических и политических структур.

Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, различающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений.

Мировое хозяйство на рубеже XXI столетия – глобальное по своим масштабам; оно основывается всецело на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях международного разделение труда, интернационализации производства.

Основой мирового хозяйства, так же как и мирового рынка, является международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой, и других факторов производства. Мировое хозяйство включает все основные параметры мирового рынка и дополняет его новыми существенными чертами, связанными с международной мобильностью факторов производства.

Таким образом, мировое хозяйство предстает как более высокая, чем мировой рынок, стадия развития рыночной экономики, включающая помимо традиционной международной торговли вывоз капитала, международную миграцию рабочей силы и торговлю технологией, а также возникающие на этой основе международные по своему характеру предприятия. Регулируется мировое хозяйство с помощью мер национальной (например, предоставление государственных гарантий инвестиций) и межгосударственной экономической политики (например, заключение соглашений об избежании двойного налогообложения). В рамках мирового хозяйства экономика отдельных стран становится все более открытой и ориентированной на международное экономическое сотрудничество.

Реализация преимуществ МРТ в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает, во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

Основной тенденцией развития мировой экономики является движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о тенденции глобализации мировой экономики.

Феномен глобализации можно рассматривать с двух сторон. На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ. Признаки таких устремлений: либерализация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка.

Другой тенденцией развития мировой экономики является образование региональных экономических блоков, или регионализация. Происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

Для оценки уровня развития страны используется целый ряд показателей:

    1. ВВП/ВНП или НД на душу населения.

    2. Отраслевая структура национальной экономики (удельный вес обрабатывающей промышленности в экономике страны и др.).

    3. Производство основных видов продукции на душу населения (производство электроэнергии на душу населения и др.).

    4. Уровень и качество жизни населения (структура ВВП по использованию).

    5. Показатели экономической эффективности (производительность труда, фондоотдача единицы основных фондов и др.).

Важнейшим условием при анализе этой группы показателей является необходимость рассмотрения их не по отдельности, а в связи друг с другом.

В аналитических целях в рамках мировой экономики страны делятся на три большие группы – индустриальные страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Обычно в группы стран в мировой экономике объединяются страны, имеющие общие или близкие характеристики экономического развития, схожую институциональную структуру хозяйственного управления, близкие принципы организации производства и общие стоящие перед ними проблемы.

Индустриальные страны – 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы, страны Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных стран наибольшую роль играют США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада. Эта группа стран обеспечивает 47% мирового ВНП и 51% международной торговли.

Среди развивающихся стран (132 государства) в современных условиях идет процесс дальнейшей экономической дифференциации. В настоящее время они оказались по крайней мере на трех различных уровнях хозяйственного развития. Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран». К ним можно отнести Аргентину, Бразилию, Сянган, Южную Корею, Мексику, Сингапур, Тайвань, Турцию.

Промежуточную группу образовали страны, существенно отставшие от НИС как по общим объемам производства, так и по производству товаров и услуг на душу населения. Эта группа, в частности страны Ближнего Востока, характеризуется большой дифференциацией отраслевых структур, социальных слоев населения и их положения в обществе.

К группе «наименее развитых стран» относятся около 50 развивающихся стран. Как правило, они имеют узкую, даже монокультурную структуру хозяйства, высокую степень зависимости от внешних источников финансирования мероприятий в социально-экономической сфере. В ООН используются три критерия для отнесения стран к данной группе: доля ВВП на душу населения не превышает 350 долл. США, доля взрослого населения, умеющего читать, – не более 20 %; обрабатывающая промышленность в ВВП составляет не более 10 %. В эту группу входят 8 стран Азии, 28 – Африки, 5 – Латинской Америки и Океании и др.

Страны с переходной экономикой – 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике.

В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВНП и 1% экспорта). В отдельную группу выделяют некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

Однако наиболее важным методом классификации стран является их деление по уровню экономического развития. Это связано с тем, что отнесение той или иной страны к той или иной группе предоставляет либо закрывает ей доступ к льготному финансированию со стороны мирового сообщества, получению безвозмездной помощи от развитых стран, определенным видам кредитов от международных организаций. Мировой банк, статистика которого охватывает 209 стран, выделяет следующие основные уровни развития:

    страны с низким уровнем развития – 64 государства, в которых ВНП на душу населения составил менее 725 долл. в 1994 г.;

    страны с доходами ниже среднего уровня – 66 государств, в которых ВНП на душу населения составил 726-2895 долл. в 1994 г.;

    страны с доходами выше среднего уровня- 35 государств, в которых ВНП на душу населения составил 2896-8995 долл. в 1994 г.,

    страны с высоким уровнем доходов – 44 государства, в которых ВНП на душу населения составил более 8995 долл. в 1994 г.

Географически большинство стран с высоким уровнем доходов являются индустриальными государствами Америки, Западной Европы, практически все страны с низким уровнем доходов – африканские государства к югу от Сахары. В группу стран с доходами ниже или выше среднего уровня включаются все страны с переходной экономикой и многие развивающиеся государства Латинской Америки, Азии и Арабского Востока. Россия и большинство других стран с переходной экономикой относятся к странам с доходами ниже среднего уровня, правда ближе к началу этой группы.

Данные об авторе

Черняк Ирина петровна

Место работы, должность:

Детский сад комбинированного вида №22 “Ладушки”

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Экономика

Цель урока:

Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: товар, бартер, ссуда, реклама и т. д.,

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Используемая методическая литература:

  1. А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»,издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.
  2. Е.А.Курак, «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г.Москва 2002 год.
  3. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт «Математика до школы» Часть 1, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г.Санкт-Петербург 2010 год.
  4. Е.Н Табих «Дошкольникам об экономике», издательство «Вышэйшая школа» 2007 год.
  5. Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г.Москва 2009 год.

Используемое оборудование:

Оборудование: наборы картинок с изображением различных товаров для игры «Универсальный магазин», две

Магнитные доски.

Краткое описание:

Данный конспект разработан в соответствии с целями и задачами развивающей программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) и планируется к проведению в подготовительной группе как итоговое занятие по закреплению всего материала по курсу «Введение в мир экономики».Целью моей работы является: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей, развитие экономического мышления, правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; интереса к материально-предметному окружению; побуждение к деловой активности; знакомство детей с современными рыночными отношениями.Новизна и актуальность работы, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Тема: Игра КВН « Путешествие в мир экономики».

Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: товар, бартер, ссуда, реклама и т. д.

Закрепить знание пословиц и поговорок по экономической тематике;

Развивать связную речь, умение обосновывать свои ответы;

Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление при решении экономических задач;

Продолжать развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению;

Побуждать к деловой активности;

Воспитывать у детей интерес к экономике, рациональность.

Оборудование: наборы картинок с изображением различных товаров для игры «Универсальный магазин», две магнитные доски.

Предварительная работа: чтение книг Э.Мошковской «Мы играем в магазин», И.Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых», С Михалкова «О рекламе»; заучивание пословиц и поговорок по экономической тематике; решение экономических задач; изготовление упаковки для мороженого, придумывание рекламы к нему; рассматривание различных рекламных плакатов и буклетов; сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: «Что быстрее купят?», «Обмен», «Купи другу подарок», «Папа идёт в магазин» и т. д.; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Супермаркет».

Ход занятия

Организация: дети заранее разделены на две команды, которые в процессе предварительной подготовки выполнили домашнее задание, разучили приветствие.

  1. Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не простое занятие. Мы поиграем в КВН. КВН – это соревнование. А, как вы знаете, на каждом соревновании есть судьи, которые оценивают работу участников. У нас тоже есть жюри. (Представляю членов жюри: заведующая детским садом, методист, воспитатели) Они будут внимательно следить за выступлением команд, оценивать ваши ответы и выставлять определённые баллы. А по окончании нашей игры подведут итог, определят и наградят победителей. Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка).

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня в Клубе весёлых и находчивых встречаются две команды «Экономисты» и «Банкиры». Я прошу команды поприветствовать друг друга.

  1. Приветствие команд.

Команда «Экономисты»

Капитан: Мы пришли на КВН

Знаниями помериться,

На вопросы отвечать,

Петь и веселиться.

Команда: Мы соперникам своим

Говорим:

«С вами мы сразимся,

Так просто не сдадимся».

Команда «Банкиры»

Капитан: Вызов мы

Принимаем с почтеньем,

Есть у нас сноровка,

Опыт и уменье.

Команда: Команде «Экономистов»

Шлём пламенный привет,

От всей души желаем

Дать правильный ответ.

Воспитатель: Соревнуясь в этом зале

Вы все останетесь друзьями.

Пусть кипит буря страстей,

А ваша дружба крепнет в ней.

  1. Конкурс 1 «Разминка»

Командам по очереди задаются экономические вопросы. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

  1. Родители решили подарить своему сыну Ване коньки. В какое время года их выгоднее будет купить? Почему?

Ответ: Коньки выгоднее купить летом, так как это товар не сезонный и будет стоить дешевле.

  1. В двух магазинах продают одинаковые фломастеры. В магазине «Читатель» они стоят 8 рублей, а в магазине «Канцтовары» – 6 рублей. В каком магазине их продадут быстрее? Почему?

Ответ: Быстрее продадут в магазине «Канцтовары» потому, что там они дешевле.

  1. Лиса продавала на рынке грибы. У неё их была целая корзина. И ёжик пришёл на рынок грибы продавать. У него было две корзины грибов. Кто быстрее продаст свои грибы: ёж или лиса, если цена грибов у лисы – 5 рублей за штуку, а у ёжика – 3 рубля за штуку? Почему?

Ответ: Быстрее продаст товар ёжик, так как его грибы дешевле и у него будет больше покупателей.

  1. Шапокляк выращивает в своём саду яблоки. Летом она продаёт по 2 рубля за килограмм, а зимой – по 4 рубля. Почему цена на одни и те же яблоки меняется?

Ответ: Зимой яблоки не растут и это редкий продукт- дефицит, потому они и стоят дороже.

  1. Конкурс 2 «Домашнее задание».

Максимальная оценка конкурса – 4 балла.

Воспитатель: Молочный завод «Молоко Поволжья» решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого: фруктовое и шоколадное. У вас было домашнее задание: разработать оформление для упаковки новых сортов мороженого и придумать рекламу.

Команда «Экономисты»

Зимой и летом

Вкусно и полезно.

Покупайте новое

Мороженое фруктовое.

Команда представляет эскиз упаковки фруктового мороженого и рассказывает что на ней изображено.

Команда «Банкиры»

Мороженное шоколадное-

Невероятно вкусно, нежно.

Купить и съесть его!

Команда представляет эскиз упаковки шоколадного мороженого и рассказывает что на ней изображено.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 3 « Музыкальный конкурс».

Частушки на экономическую тему. Максимальная оценка – 4 балла. При оценивании учитывается оригинальность, соответствие теме.

Команда «Экономисты»

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем постесняться.

  1. С экономикою нас

Начали знакомить.

Что такое «вклад» и «банк»,

Как деньги экономить.

  1. Мы доход своей семьи

Вместе посчитали.

Знаем цену всем вещам,

Что нам покупали.

  1. «Бизнес», «бартер» и «бюджет»-

Что это такое?

От гремучих этих слов

Детям нет покоя.

  1. Будем знанья получать,

Капитал накопим.

И тебе, наш детский сад,

В будущем поможем.

  1. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы все попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Команда «Банкиры»

  1. Сочиняли мы частушки,

Очень все старались.

Только просим, чтобы вы

На нас не обижались.

  1. В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаём,

Мы играть не устаём.

  1. Моя бабушка в чулке

Денежки хранила.

И пропали деньги те –

На спички не хватило!

  1. Я бабуле говорю:

В банк тебя я отведу.

Там проценты ты получишь,

Заживёшь на них ты лучше.

  1. Экономика больна,

И страдает вся страна.

Дайте вырасти нам только –

Вылечим её тогда.

  1. Мы частушки вам пропели,

Думаем, что хороши,

Так похлопайте дружнее,

Мы старались от души.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 4 «Конкурс капитанов».

Звучит музыка, на конкурс приглашаются капитаны команд. На двух магнитных досках подготовлены витрины для карточек с изображением товаров. Оценка конкурса: 1 карточка – 1 балл.

Воспитатель: В нашем городе открывается новый универсальный магазин. На склад завезли много разных товаров. Необходимо разложить товар в продовольственный и промышленный отделы. Капитан команды «Экономисты» заполняет товаром продовольственный отдел, а капитан команды «Банкиры» – промышленный отдел.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 5 «Ретро конкурс».

Оценка конкурса: 1 ответ-1 балл.

Воспитатель: Люди, которые занимаются бизнесом, должны быть образованными, умными и порядочными, и, что особенно важно, разбираться в экономических вопросах. Господа бизнесмены, вспомните пословицы и поговорки в которых затрагиваются вопросы экономики.

  1. Деньги легче прожить, чем нажить.
  2. Кто баклуши бьёт – добра не наживёт.
  3. Копейка рубль бережёт.
  4. Честность-лучшее богатство.
  5. Раз ты бездельник – сиди без денег.
  6. Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.
  7. Не деньги нас зарабатывают, а мы их.
  8. Не сиди на печи – будешь есть калачи.
  9. Покажи товар лицом.
  10. Лениться да гулять – добра не знать.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 6 «Блиц- опрос».

Каждой команде задаётся блок из 10 вопросов, предполагающих ответ одним словом. Оценка конкурса: 1 балл за каждый правильный ответ.

Вопросы для команды «Экономисты».

  1. Люди ходят на базар

Там дешевле весь…(товар).

  1. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
  2. Чтобы партнёров не мучили споры

Пишут юристы для них …(договоры).

  1. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
  2. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
  3. Чтобы дом купить я смог

Взял кредит, внеся …(залог).

  1. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
  2. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробил…(кассир).

  1. Информация о товаре (реклама).
  2. Что такое бартер? (обмен).

Вопросы для команды «Банкиры».

  1. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
  2. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
  3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…(продавцы).

  1. В чём измеряется цена товара? (в деньгах).
  2. Мебель купили, одежду, посуду,

Брали для этого в банке мы …(ссуду).

  1. Место торговли, где можно торговаться (рынок).
  2. И врачу и акробату

Выдают за труд …(зарплату).

  1. Как называются иностранные деньги? (валюта).
  2. На товаре быть должна

Обязательно…(цена).

  1. То, что продаётся или покупается (товар).

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Заключительная часть.

Подводится общий итог игры. Награждается команда, набравшая большее количество баллов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )